Петропавловская СОШ

 
Навигация>>>>
История школы Наш коллектив Наш фотоольбом
Наша работа
Методика работы

 

Публичный отчет

 

школа - территория здоровья? да!!!

 

Учительская
 
Наши координаты

397924. Воронежская обл,

Лискинский р-он,

с.Петропавловка

ул.Кубышкина,2

 

Телефон: (847)391-52-149

Эл. почта: scolqpp@yndex.ru

 

 

история школы

            

Краткая справка о школе.

 

 

в 1885 году

 

в Петропавловке была построена 4-х классная церковно-приходская школа, которая находилась рядом с церковью в центре села.

Там преподавал слово Божье местный священник и учил грамоте.

 

В 1937 году

 

церковь была разрушена, а к школе из этого кирпича пристроено одно крыло, уже после ВО войны с другой стороны было пристроено второе, деревянное, крыло. Эту школу посещали уч-ся из близлежащих хуторов и деревень: Прияра, Владимировки, Николаевки, Духового, Колыбелки, Переезжего, Щучьего и др. Обучалось здесь

 после войны до  900 учащихся.

Некоторые ходили пешком, некоторые снимали квартиры, затем были построены пришкольные интернаты для проживания детей.

 

В 1986 году

 

со строительством школы во Владимировке интернаты были снесены.

 

В 1993

 

году открылась новая типовая школа на 108 учащихся. Старое здание было разрушено. Нынешняя школа находится в центре села на пересечении 3-х улиц: Кубышкина, Советской и Центральной. Это двухэтажное здание, в которой работает 17 педагогов и обучается

                  67 учащихся

 

20.06. 2008 года

 решением Совета народных депутатов

 

 Лискинского муниципального района  № 167

 

было присвоено имя

 

генерала армии А.И Грибкова

 

 

 

 

Биография А.И. Грибкова

 

Грибкову А.И.  - посвящается

 

 

 Гончарова Людмила Сергеевна

(сочинение ученицы 10 класса)

Трудно ли пойти на подвиг правый?

Подвиг – это миг, но жизнь прожить

Так, чтоб быть своей достойным славы

Тяжелей, чем подвиг совершить!

 

забыть о прошлом - значит закрыть дорогу в будущее

 

 Шахов Алексей Юрьевич

Сочинение ученика 10 класса

"Из документов генерального плана «Ост» известно, что 25 процентов белорусов предполагалось онемечить, а 75 процентов подлежали уничтожению. "

 

содержание программы развития

Петропавловской СОШ на 2011 - 2015гг.

 

 

 

 

 

Принят педагогическим советом

Протокол №4 от 11.01.2011 г.

«Утверждаю»

директор________Т.Н. Новосельцева

Приказ №3 от 11 .01. 20011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа развития

 

 

МОУ Петропавловская СОШ

 

 

на 2011 – 2015 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано с Управляющим советом школы _______Татьянченко Е.В.

протокол №1 от 11.01.2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая справка о школе.

 

 

В 1885 году в с.Петропавловка была построена 4-х классная церковно­приходская школа, которая находилась рядом с церковью в центре села. Там преподавал Слово Божье местный священник и учил грамоте. В 1937 году церковь была разрушена, а к школе из этого кирпича пристроено; одно крыло, уже после ВО войны с другой стороны было пристроено второе деревянное, крыло. Эту школу посещали уч-ся из близлежащих хуторов и деревень: Прияра, Владимировки, Николаевки, Духового, Колыбелки, Переезжего, Щучьего и др. Обучалось здесь после войны до 900 учащихся. Некоторые ходили пешком, некоторые снимали квартиры, затем были построены пришкольные интернаты для проживания неместных детей. В 1986 году со строительством школы во Владимировке интернаты были снесены.

В 1993 году открылась новая типовая школа на 108 учащихся. Старое здание было разрушено. Нынешняя школа находится в центре села на пересечении;: 3-х улиц: Кубышкина, Советской и Центральной. Это двухэтажное здание, которой работает 15 педагогов и обучается 66 ученика.

Информация справка о школе.

 

1.Качественная характеристика.

МОУ Петропавловская СОШ открыта в 1900 году.

Учредитель школы: Администрация Лискинского муниципального района Воронежской области.

Здание школы - типовое, автогараж, газовая топочная.

В школе имеется спортзал, библиотека, столовая, мастерская, компьютерный класс. Техническое состояние школы удовлетворительное.

В 2010 -2011 учебном в школе обучается 66 учеников (на 1 сентября 2010 года) в одну

смену.

Скомплектовано 11 классов и 9 классов-комплектов.

Школа ступени (1-4 классы) работает в режиме: 1 класс - пятидневки, 2-4 классы -шестидневки, школа II ступени (5-9 классы) и III ступени (10 - 11 классы) - в режиме шестидневки.

Продолжительность урока в 1 классе - 35 минут, во 2 - 11 классах - 45 минут. Вторая половина дня - работа двух групп продленного дня: 1 -ая группа - начальные классы (1-4), 2-ая группа - смешанная (учащиеся 5-9 классов). Открыт класс предшкольной подготовки.

Работают кружки по предметам, по интересам, спортивные секции, общешкольные творческие дела и дела классов.

 

2. Характеристика педагогического коллектива.

Всего педагогов - 15.

а) по уровню образования:

 

категория

высшее

среднее

неполное

среднее

специалистов

образование

специальное

высшее

 

всего

15

2

-

-

учителя

 

 

 

 

начальных

2

 

 

 

классов

 

 

 

 

учителя II   и III ступени обучения

11

2

 

 

 

б) по стажу работы:

 

до 3 лет

4- 10 лет

13-30 лет

свыше 30 лет

1

4

7

3

 

 

в) по квалификационной категории:

 

работники с высшей категорией

с 1 квалификационной категорией

со 2 квалификационной категорией

1

9

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) количество работников имеющих отличия

 

 

всего

Почётный работник

Отличник просвещения

2

1

1

 

 

 

 

 

д) обеспеченность кадрами и возможность вакансий:

кадрами обеспечены;

 

В школе работают следующие методические объединения:

 

1. Учителей естественнонаучного цикла;

 

2. Учителей гуманитарного цикла;

 

3. Классных руководителей.

 

 

 

III. Особенности управления школой.

 

 

Административное управление осуществляет директор Новосельцева  Т.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Бражникова Л.И.

 

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический совет, Управляющий совет, общешкольный родительский комитет, ученическое самоуправление.

 

Заместитель директора реализует прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляет  мотивационную, информационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.

 

 

IY. Социальная среда школы.

 

 

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её географическое положение – удалённость от города Лиски (50 км.),  поэтому возможность взаимодействие с культурно-образовательным потенциалом города ограничено. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется прежде всего на местный потенциал: ДК с. Петропавловка, сельскую библиотеку, культуру и природу родного края.

 

 

V. Субъекты и источники социального заказа школы.

 

 

Деятельность школы осуществляется с учётом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся школы, общественность, профессиональные учебные заведения Лискинского р-на и Воронежской обл.

 

Большинство родителей  тесно сотрудничают со школой,  принимают участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях.

 

О состоянии школьных дел родители и общественность информируется через классные и общешкольные родительские собрания, Управляющий совет школы, школьный сайт.

 

В социальном заказе родители и общественность ставят на 1-ый план обеспечение подготовки для поступления в Вузы, Сузы,  подготовку к жизни в условиях рынка и развития способностей.

 


 

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ

1.       Закон РФ «Об образовании».

2.       Закон Российской Федерации «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

3.       Закон Воронежской области «Об образовании»

4.       Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ МО РФ № 2783 от 18.01.2002г.

5.       Конвенция ООН о правах ребенка.

6.       Учебные стандарты.

7.       Типовое положение об общеобразовательном учреждении

8.       Временное положение о государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях гимназии, лицее, средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов Воронежской области

9.       Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации

10.   Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Воронежской области.

11.   Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

12.   Письмо Министерства образования России от 14.11.1988 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей».

13.   Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области .

14. Устав  МОУ Петропавловская СОШ

 

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ,

 

I. Наше видение миссии школы.

Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).

Адаптивная школа - это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одарённые и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках грех ступеней:

I ступень - начальные классы;

II ступень - основная школа;

III ступень - средняя школа.

В течение 5  лет педагогический коллектив активно внедрял различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею - реализацию личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированное образование - это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом  воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

 •   Природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни     воспитания и самовоспитания эти задики могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются; а дурные - сглаживаются. Главное - воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде.

•    Особенности семьи и её отношение к ребёнку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводит к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях.

•    Социальная среда, в которой живёт и развивается человек.

Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредовано, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, воздействующих взглядов;

•    Воспитательное учреждение, в котором получает образование человек.  От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося. Решение этой проблемы и определяют концепцию такого образования - мы выбираем  для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированную концепцию образования.

Система личностно-ориентированного образования в адаптивной школе должна состоять из следующих подсистем:

 

Система личностно-ориентированного образования

1. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка

Психологическая служба

2. Классно-урочные занятия

Программа образования

3. Занятия по выбору учащихся, элективные курсы, профильное обучение, предпрофильная подготовка.

4. Самообразование.

5. Внеурочная работа школы.

Программа воспитания

6. Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление.

7. Трудовая деятельность учащихся.

 

8. Сохранение и укрепление здоровья учащихся, социальная адаптация ребёнка.

 

 

Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем. чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

 

 

 

II. Основополагающие идеи школы.                            

      Учащиеся в школе должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворить свои природные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельней: жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего своё место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Исходя из этого, школа ставит следующие цели:

    Отработка модели новой перспективной адаптивной школы, как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;

    Обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование:

    Создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами

личности;

•  Повышение роли образования в воспитании личности;

•  'Обеспечение социальной защищённости участников образовательного процесса.

 

Задачи:

 

       Переход к образовательным стандартам нового поколения;

       Поиск новых форм наполнения содержанием БУП;

       Поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебное научное исследование, расширение этой работы до 5 - 8 классов в рамках предметов по выбору;

       Определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система coyправления и самоуправления);

       Активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы:

            Совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик - родитель - учитель»;

            Совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирования у учащихся ценностного отношения к своему здоровью;

            Более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей.

 

Принципы:

      Гуманизация образования, предлагающей индивидуализацию дифференциацию учебного процесса;

      Демократизация управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов, родителей и общественнсоти;

            Преемственность  в обучении, тогда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.

 

 

 

 

 

 

Перспективы и ожидаемые результаты школы личностно-ориентированного обучения,

Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач -вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, перейти к реструкторизации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.

I ступень - начальная школа: внедрение новых образовательных стандартов.

II ступень - основная школа (5-9 классы): расширение круга образовательных услуг за счёт вариативной части - факультативов, предпрофильной подготовки, индивидуально-групповых занятий с одарёнными детьми.

III ступень – средняя школа (10-11 классы): профильное обучение, довузовская подготовка учащихся.

 

Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы.

I этап (2010-2011) составление программы развития  школы: образовательных и воспитательных проектов;

II   этап (2011-2014 год) – практический – корректирование проектов, организация адаптивного учебно-воспитательного процесса;

III этап (2014-2015 год) -  результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.

 

III. Модельное представление школы.

 

Ступени образования

Начальная школа

6-9 лет

Основная школа

10-15 лет

Полная средняя

15-18 лет

Виды дифференциации

уровневая, внешняя и внутренняя

уровневая, внутренняя

уровневая, профильная

 

содержание образования

предметы, обеспечивающие, Федеральный стандарт

(в том числе стандартов нового поколения)

образования с учётом регионального компонента

 

 

профили:

физико-математический,  биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, оборонно-спортивный и универсальный

особенности организации работы школы

традиционные уроки с элементами развивающего обучения

 

активное использование инновационных технологий

 

школьный компонент

математика, чтение

информатика, биология, черчение, риторика, иностранный язык, химия, математика, русский язык, история

технология, русский язык, литература, ОБЖ, обществознание, химия, биология, физика, география, история, математика

 

 

В основу  организации образовательного и инновационного процессов положен системно-деятельностный подход, который:

•      Способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

 

•      Пробуждает деятельное начало, пронизывающее все  ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учащихся, так  и для учителя.

Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующимся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся' знаний, должен обеспечить:

а) мобильность  выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых знаний:

б)овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивными видами
деятельности.

 

 

Особенности и условия построения личностно-ориентированной модели школы:

1.  Создание индивидуального облика школы - выявление оригинальности, особенности   школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного  включения в увлечённую работу.

2. Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

3. Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной,  здоровьесберегающей направленности.

4. Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путём организации нетрадиционных уроков: модульных, проблемных, эвристических, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, групповой, бригадной и т. д.)

 

 

 

Перспективная модель школы к 2015 году.

 

Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:

          Базисные учебные предметы;

          Элективные курсы в структуре учебного плана;

Анализ сложившейся практики показывает, что педагогический коллектив не делит учащихся по классам на основе уровня интеллектуального развития, да и не может по причине малочисленности школы. Педагоги используют дифференциацию обучения для развития склонностей и способностей учащихся, а не в ущерб их личностному развитию.

Гуманистическая направленность состоит в том, что человеку как носителю природных ценностей даётся возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, а учащийся выбирает собственную траекторию образования.

С одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.

 

Ожидаемый результат.

I модуль:

          Создание прочной базы образовательных компетентностей, необходимых для перехода в основную школу;

          Содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворённости, получаемой от процесса обучения;

          Учитель вводит учащихся в сферу учебного предмета, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем успешность его школьной карьеры до самого выпуска);

          Постепенное наращивание когнитивных задач с обязательным выходом на государственные стандарты на финише;

          Развивая личность, оберегая индивидуальность учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.

 

 

II            модуль:

          Учащиеся переходят к изучению основ наук к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;

          Усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии;

          Развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации;

          Расширение содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью элективных курсов, кружков и т.д.;

          Умение работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т.д.;

          Умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого предмета;

          Сохраняется необходимость дифференцированной помощи учащимся через коррекционные групповые занятия.

 

Ill модуль:

          Конкретизация познавательных интересов учащихся;

          Групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;

          Урочная учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, коллоквиумы, блоки и т.д.;

 

 

 

IV        модуль:

•     Учитель - научный руководитель, выводящий ученика на более высокий уровень обобщения, абстрагирования, причинного объяснения явлений, умение аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии;

          У учащихся появляется достаточно узкая тематика учебных и внеучебных интересов, определяется область профессиональной деятельности, и вся система интересов относится к ней , т.е. вся познавательная деятельность подчиняется определенной личностной цели;

          Формирование научного стиля мышления, который , являясь устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности самостоятельному добыванию знаний;

          Интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования и профессиональной деятельности.                                                                 ,

 

 

V модуль:

          Формирование мотивации большей части педагогического коллектива .на начало и продолжение инновационной деятельности;

          Качественный рост профессиональной активности педагога: изучение и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогического опыта - создание основ банка ППО школы;

          Повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей;

          Внедрение в учебный процесс программ углубленного изучения предметов;

          Дальнейшее формирование УМК в свете поставленных перед школой задач.

 

 

Ожидаемые результаты:

          Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию развитию личности;

          Выработка у учащихся форм поведения, помогающих избежать опасности для жизни и здоровья;

          Снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.

 

 

 

 Программа развития воспитания в школе.

 

Происходящие в настоящее время изменения в социально- экономической, политической сферах Российского государства требуют новых подходов к образованию и воспитанию молодежи. На современном этапе развития общества в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Главными ориенти­рами в постановке целей и задач воспитания учащихся в школе, а также в создании воспитательной системы школы являются цели государственной политики в области образования. Также огромное зна­чение в воспитании имеют цели, определяемые региональной программой образования. Они отражают стремление регионов к сохранению самобытности национальной культуры, традиций, обычаев, особен­ностей языка, способствующих духовному развитию ребенка. В воспитании духовности ребенка огром­ное значение имеет семья. Региональные цели воспитания тесно переплетаются с целями воспитания учащихся в конкретной школе. Система воспитательной работы в школе - это не только традиции и обычаи воспитания учащихся, но и способы и средства воспитания, которое использует учебное заведе­ние для создания комплексной программы развития. В школьной программе воспитания учащихся нельзя не учитывать планируемые результаты воспитания школьников. Школа призвана воспитывать учащихся - будущих выпускников так, чтобы :

-      научить их учиться;

-      научить жить;

-      научить жить вместе;

-      научить работать и зарабатывать.

 

Нужно стремиться, чтобы выпускник современной школы обладал следующими качествами:

-      самостоятельностью в выборе и принятии решений ;

-      ответственностью за свои решения, действия и поступки;

-      способностью терпимо относиться к своему ближайшему окружению, родным людям;

-      готовностью действовать в самых непредвиденных и нестандартных ситуациях;

-      мотивированностью на получение прочных знаний;

-      способностью к совершению нравственных поступков и сохранению чувства собственного досто­инства в самых трудных ситуациях;

-      компетентностью в учебной и будущей профессиональной деятельности;

-   способностью ощущать себя одновременно как гражданином своей страны, так и мира, быть национальным патриотом;

-      умение жить в ладу с другими народами, культурами;

-      уважительным отношением к мнению других людей, терпимостью в общении.

 

Основные принципы и функции воспитательного процесса.

 

Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

1.       Принцип социальной активности.

2.       Принцип мотивированности.

3.       Принцип проблемности.

4.       Принцип индивидуализации.

5.       Принцип социального творчества.

6.       Принцип взаимодействия личности и коллектива.

7.       Принцип развивающего воспитания.

8.       Принцип целостности воспитательного процесса.

9.       Принцип единства образовательной и воспитательной среды.

 

Современная система воспитания исходит из идеи сотрудничества взрослых и детей с целью обес­печения самостоятельного развития учащегося. Система воспитания, способствующая воспитанию у человека уважения к себе, становится основой для формирования личности, способной самостоя­тельно принимать решения и нести за них ответственность.


 

Воспитательная система школы предполагает следующие функции:

          Развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации.

          Интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и вне­школьных связей.

          Защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которого лежит сочувствие, сопереживание, взаимопонимание.

          Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

          Компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых.

          Управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирований и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

 

 

Целевой блок.

 

Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности выполнять конституционные обязанности.

 

Задачи.

1.      Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность защищать ее свободу и независимость.

2.      Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

3.      Проведение мероприятий патриотической, исторической, образовательной направленности, вклю­чающих формирование у учащихся уважения к старшему поколению, гордости за историю своей Родины.

4.      Формирование у детей межличностных отношений, приобщение их к национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и нравственности;

5.      Научить учащихся умению планировать и контролировать свои действия, учить их воспитывать у себя выдержку и настойчивость в учебной работе и поведении, приучать их к соблюдению элементарных норм и правил поведения;

6.      Создание тесной взаимосвязи семьи и школы.

 

 

Содержание воспитательной работы.

Программа развития воспитания учащихся в МОУ Петропавловская СОШ реализуется:

 

- посредством работы Управляющего совета школы, собраний с представителями админист­рации села, руководителями предприятий села, со всеми заинтересованными лицами через систе­му

учебно-воспитательной работы с учащимися, которая включает в себя:

          уроки, элективные курсы, классные  часы, кружки, спортивные секции;

          конкурсы, викторины, фестивали, трудовую деятельность;

          краеведческую работу.

 

 

Решению поставленной цели и задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:


 

Направления

Программы(подпрограммы), через которые реализуются данные направления.

Ожидаемый результат

Наша Родина

«Военно- патриотическое воспитание»

Высокий уровень самосознания, самодисциплины, убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится сво­ей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Спортивно - оздоро­вительная работа

Программа «Здоровье».

Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание уча­щимися ценности человеческой жизни, сформированность поня­тия необходимости ведения здо­рового образа жизни.

Социально -

педагогическая

деятельность

Программа «Семья».

Сформировано представление о том, что настоящий мужчина об­ладает умом, решительностью, смелостью, благородством; что настоящая женщина отличает­ся добротой, любовью к детям, умением прощать; что настоящие сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конф­ликтов, заботятся о своей семье.

Художественно-

 эс­тетическое развитие

Программа «Культура».

Умение видеть прекрасное в окру­жающей жизни, умение найти свое место в творчестве, массовое участие в культурном досуге.

Экологическое воспитание (деятель-ность по охране природы)

Программа «Зеленый мир».

Сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение зелёного мира на Земле.

Организация трудовой и профориентационной деятельности обуча­емых.

Программа «Труд».

Сформировано представление о важности трудовой деятельности, формирование и принятие правил жизни школы и класса и прав и обязанностей каждого члена школьного и классного коллекти­ва: планирование детьми коллективной внеучебной деятельности, осознание учеником роли знаний в трудовой дея­тельности человека, готовность школьников к сознательному вы­бору профессии.


 

Этапы реализации программы.

 

1-й этап - подготовительный (2010- 2011 уч. год). Аналитико-диагностическая деятельность:

          поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования;

          изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта;

          определение стратегии и тактики деятельности.

 

2-й этап - практический (2011 - 2014 гг.)

 

Активное  использование в учебно - воспитательном процессе личностно- ориентиро­ванных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индиви­дуальных особенностей.

Осуществление опытно- педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов.

Моделирование системы ученического самоуправления.

3-й этап - обобщающий (2014- 2015 гг.) Обработка и интеграция данных за 5 лет.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.


 

Модель школьной педагогической деятельности - психолого-педагогическое

сопровождение.

 

Основа - тесное взаимодействие коллектива школы с психологом.

Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для полноценного развития и успешного обучения ребёнка и подростка в ситуациях школьного взаимодействия.

Задачи:

1.       Систематическое отслеживание особенностей психологического развития ребёнка на различных этапах обучения.

2.       Создание в данной педагогической среде условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

3.       Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Важнейшее направление практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения:

          Школьная прикладная психодиагностика;

          Развивающая и психокоррекционная деятельность;

          Консультирование и просвещение педагогов, школьников, родителей;

          Социально-эстетическая деятельность.

 

Организационная модель психолого-педагогического сопровождения.


 

Плановая сопровождающая работа (сопровождение 1,4, 5,10 классов)


 

Диагностический минимум.


 

Психолого-педагогический консилиум (сборка целостного портрета ребёнка, выработка стратегии сопровождения)


 

Появление нового ребёнка, нового класса

 

 

Запрос родителей или педагогов

 

 

Работа с автором запроса, консультирование и методическая помощь, диспетчерская работа

 

 

Проверка запроса на обоснованность

 

Выдвижение гипотезы о принципах проблемы

 

 

Углублённая диагностика в соответствии с гипотезой;

Дифференциация нормы и патологии;

Изучение особенностей познавательной деятельности; Изучение мотивационно-личностных особенностей

 

 

Работа по направлениям:

Организационная работа с администрацией школы; Консультативно-методическая работа с педагогами; Просветительская и консультативная работа с родителями;

Возможные направления:

коррекционно-развивающая работа с детьми; Консультирование подростков.


 

 


 

Внеплановое событие (конфликтная ситуация)


 

Уточнение ситуации: беседа, анализ документов


 

Специальная диагностика в соответствии с ситуацией


 

Стержнем данной модели является психолого-педагогический консилиум, который позволяет объединить усилия педагогов, психолога и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за её реализацию.

 

Основные циклы сопровождения:

          Приём в 1-й класс;

          Адаптация в начальном звене;

          Переход в среднее звено;

          Адаптация в среднем звене;

          Подростковый кризис;

          Адаптация в старшем звене.

 

Алгоритм работы в данном цикле:

          Организационная и методическая подготовка к проведению цикла.

          Проведения 1 этапа диагностического обследования (диагностический минимум).

          Проведение 2 этапа психодиагностического обследования (углубленная диагностика).

          Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.

          Проведение психолого-педагогического консилиума.

          Реализация решений консилиума.

          Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

I этап■

 

Этапы внедрения модели в школьную практику.

- подготовительный (2010-2011уч. год):

Знакомство с моделью организации психологической службы в школе; Определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности; Поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения; Соотношение психолого-педагогических требований к содержанию статуса школьник с основополагающими требованиями, разработанными в научной психолого-педагогической литературе.

 

II этап - практический (2011-2014 уч.годы)

          Введение в школьную практику проведения психолого-педагогического консилиумов, отработка навыка ведения консилиума;

          Писк оптимальных способов контроля за реализацией решений консилиума;

          Постепенное введение в школьную практику основных циклов сопровождения (по 2 цикла в год)

 

III этап - обобщающий (2014-2015 уч.год)

          Отработка и интеграция данных за 5 лет с целью изучения эффективности проводимой работы;

          Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

Модель организации социокультурного пространства школы.

 

 

1 .Характеристика социокультурной среды школы.

 

2.  Цели:

1) Способствовать организации здоровой социокультурой среды для становления социально
активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную
жизнь;

2) Ограничить вредное воздействие неблагоприятной среды на учащихся.

 

3.  Задачи:

1)   Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2)   Организация занятости детей во внеурочное время;

3)   Совершенствование работы по сотрудничеству с социокультурными организациями и учреждениями города;

4)   Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей;

5)   Создание благоприятных условий для полноценной жизни учащихся и семей «группы риска»;

6)   Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности.

 

4.  Проблемы:

1)   Снижение общего культурного и социального уровня населения;

2)   Высокий процент малоимущего и неблагоприятного (пьянство, алкоголизм) населения в

селе;

3) Низкий уровень общей культуры в микросоциуме школы (семьи);

4) Отсутствие нормальных бытовых условий у значительной части семей учащихся
(проживание в неблагоустроенных или частично благоустроенных домах).

 

5.  Направление работы:

Организация досуга учащихся школы и профориентация.

 

Этапы реализации.

I этап - подготовительный (2010-2011 г.г):

1.       Диагностика интересов и занятий учащихся во внеурочное время;

2.       Наблюдения за изменениями в социокультурной жизни села.

 

II этап - практический (2011 – 2014 г.г.- на перспективу):

1.       Участие во всех мероприятиях района и школьного округа;

2.       Расширение сферы сотрудничества с культурными организациями и учреждениями города;

3.       Расширение сети кружков по интересам.

 

Организация работы с категориями «группы риска».

Этапы реализации.

I этап (2010-2011 г.г.)

Диагностика состояния социальной среды микрорайона школы.

II этап (с 2011-2014 г.г.)

Мониторинг изменений состояния социальной среды.

III этап (с 2014 – 2015 г.г.)
Коррекционная работа с категориями «группы риск

 

 

Ожидаемые результаты:

1.       Отсутствие безнадзорных детей в микрорайоне школы;

2.       Снижение уровня правонарушений среди учащихся школы;

3.       Повышение культурного уровня детей и молодёжи;

4.       Обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении;

Снижение социальной напряжённости в семьях учащихся

 

ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Когда начавшаяся перестройка вторглась в детско-юношескую школьную жизнь, ученическое самоуправление исчезло вместе с пионерской и комсомольской организациями. В последние годы о нём вспомнили и заговорили.

Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделённых постепенно расширяющимися правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств: приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в его проблеме, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

 

1.ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель - формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов. Задачи:

1.   Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.

2.   Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно - целостные отношения.

3.   Развитие и упрочнение детской организации как основы для возрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

 

3. ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ.

1.   Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей.

2.   Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.

3.   Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.

4.   Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы.

5.   Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.

6.   Свобода практики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.

7.   Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.

8.   Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.

9.   Приоритетность непосредственной демократии над демократией представительной.

Система школьного самоуправления имеет 3 уровня:

          первый (базисный) уровень - классное, ученическое самоуправление;

          второй - школьное ученическое самоуправление;

          третий - школьное самоуправление.

 

Структура первого уровня - ученическое управление на уровне классных коллективов (5-11 классы). Каждый учащийся входит в тот или иной ученический совет (6 организаторов). Каждый совет избирает из своего состава председателя, а остальные -его члены.

 

 

Особенности членов совета:

          председатель отвечает за работу каждого члена и за выполнение плана в конкретный промежуток времени;

       •          члены совета отвечают:

а) за дела внутри отряда;

б) за общешкольные дела, в которых принимает участие отряд;

в) за связь с внешкольной образованной и социокультурной средой.

 

Функции совета отряда:

          подготовка и проведение отрядных собраний;

          анализ деятельности своих членов

          подготовка информации - отчета и предложений, отражающих потребности детей, в вышестоящие органы.

 

Высший орган самоуправления - собрание отряда, во главе которого находится командир.

 

 

Структура второго уровня - школьное ученическое самоуправление. Это школьные ученические советы, состоящие из председателей и ученических организаторов. В работе со школьным ученическим советом помогают педагоги-консультанты, в роли которых выступают заместитель директора и педагоги, способные оказать помощь.

 

 

Функции школьных ученических советов:

1.   Выработка и принятие решения.

2.   Доведение принятого решения до отрядов.

3.   Организация выполнения принятого решения.

4.   Создание условий для выполнения решения.

5.   Получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.

6.   Подготовка аналитической информации и предложений по улучшению общешкольной жизни и совет учащихся школы и совет школы.


 

 

Функции совета школы:

1 .Работа над созданием перспективного плана развития ОУ.

2.   Сотрудничество с другими учреждениями и организациями с целью привлечения средств и ресурсов для укрепления материально-технической базы ОУ.

3.   Содействие в разработке нормативно-правовой базы для организации деятельности ОУ.

4.   Контроль за деятельностью администрации по расходованию внебюджетных средств.

5.   Выработка, принятие и реализация решений, касающихся деятельности ОУ.

 

Содержание деятельности органов самоуправления.

 

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

                познавательная деятельность - предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе);

                трудовая деятельность - забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

                спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья;

                художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;

                шефская деятельность - помощь младшим, забота о старших;

                информационная деятельность - письменная информация о жизни отрядов.

 

 

Заключение

Организация самоуправления:

1.   Учит ребят умению руководить и подчиняться.

2.   Учит быть требовательным, объективным, самостоятельным.

3.   Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

4.   Вырабатывает правильное отношение к критике.

5.   Создает условия для проявления и развития способностей каждого ученика.

6.   Дает возможность четко и качественно организовывать работу в отряде, школе.

 

Самоуправление - специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.

Все социальные институты одновременно и управляемы и самоуправляемы. Это относятся как и к школе, так и к отдельному человеку: он самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчиненным, и самостоятельным звеном управления. Важно, чтобы самоуправление выполнял все функции, ему свойственные. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

Положение о совете учащихся школы (СУШ)

 

1.   Общие положения.

1.1.             Основная цель создания и деятельности СУШ - привлечение учащихся к сотворчеству и сотрудничеству с педагогическим коллективом, развитие управленческих начал.

1.2.             Работа СУШ проходит в тесном контакте с М/О классных руководителей и ПО учителей-предметников.

 

2.   Организационная деятельность.

2.1.               В СУШ входят избранные учащиеся.

2.2.               СУШ избирает из своего состава председателя и распределяет обязанности и поручения.

2.3.               Председатель организует работу СУШ.

2.4.          СУШ:

          участвует в планировании и организации внеурочной работы учащихся;

          составляет план работы совета на учебный год;

          организует выполнение решений совета школы;

          заслушивает ответы классных отрядов о проделанной работе;

          осуществляет связи между отрядами и школьными ученическими собраниями;

          принимает решение об использовании заработанных коллективом учащихся финансовых средств;

          председатель совета представляет интересы учащихся на совете школы.

 

2.5.                   СУШ собирается не реже одного раза в четверть. Решения СУШ обязательны для всех отрядов.

2.6.                   СУШ работает по плану, утвержденному на совете.

 

2.7.                       Решения СУШ принимаются простым голосованием при наличии на заседании не менее 2/3 его членов.

2.8.                       Заседание СУШ оформляется протокольно.

Положение о классном ученическом самоуправлении

1.      Общие положения.

Классное ученическое самоуправление - целенаправленная, систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед коллективом.

Цель самоуправления - приобретение учащимися умения решать управленческие задачи. Цель управления - постановка цели, анализ информации, принятие решения, контроль за ходом выполнения решения.

 

 

2.      Принцип управления:

          регулярная поочередная сменяемость актива;

          расширение реальных прав и полномочий органов управления;

          доброжелательная требовательность;

          конкретизация классных дел;

          дифференциация и индивидуализация.

 

 

3.      Организация деятельности.
Собрание отряда:

1.   Определяет перспективы развития и основные направления отрядной жизни.

2.   Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности отряда, принимает по ним необходимые решения.

3.   Совместно с классными руководителями рассматривают и утверждают план

внеурочной работы.

4.   Высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.

5.   Избирает совет учащихся, командира отряда, определяет сроки их полномочий, заслушивает и оценивает работу совета.

6.   Анализирует ход выполнения принятых решений.

7.   Принимает решения о расходовании заработанных отрядом денег.

 

 

Собрания проводятся не реже 1 раза в четверть, что контролируется командиром отряда. Виды собраний: установочное, выборное, экстренное, торжественное, тематическое, отчетное, итоговое.

 

Совет учащихся отряда:

1.     Организует выполнение решений отрядного собрания и классных ученических

собраний.

2.               Организует помощь в учебе учащимся, имеющим проблемы.

3.               Обеспечивает дисциплину и порядок в классе, организует самообслуживание в классе.

4.               Готовит и приводит отрядные собрания, спортивные и другие отрядные мероприятия.

5.               Организует посильную помощь младшим учащимся и ветеранам.

6.               Отражает всю важную информацию в отрядном уголке.

 

 

 

Программа «Одарённые дети».

 

Концепция программы.

 

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

 

Определение одарённых детей:

          Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления:

          Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

          Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

 

Условно можно выделить 3 категории одарённых детей:

1.      дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.      дети с признаками специальной умственной одарённости - в определённой области науки (подростковый возраст).

3.      учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учениц, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

Цели и задачи работы с одарёнными детьми. 1цель:

создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть ещё серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Задачи:

          знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах работы с одарёнными детьми;

          Обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование, КПК;

          Накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

          Знакомство педагогов с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

          Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр. олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

2 цель:

Выявление одарённых детей. Задачи:

          Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества:

          Представление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

Стратегия работы с одарёнными детьми. Успешность работы с одарёнными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

1 этап - аналитический - при выявления одарённых детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Этот этап (1 -4 год обучения) характеризуется тем. что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Творческий потенциал ребёнка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности - в области художественного развития.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах 2 и 3 ступени.

2 этап - диагностический (5-9 классы) - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Содержание работы с одарёнными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

На 2 этапе нужен постепенный переход не столько к фактам, сколько к идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление этой цели . для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

На этом этапе наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы. «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачёты, проектные задания и т.д.

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного, информационного и коммуникативного пространства. Исходя из этого формируются новые принципы и методология образовательного пространства в старшей школе.

          Индивидуализированные формы учебной деятельности (работа по индивидуальным программам, заочные курсы);

          Выработка проектно-исследовательских навыков (проектная деятельность);

          Самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);

          Четко определённое с этической точки зрения коммуникативное поле.

 

Условия успешной работы с одарёнными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.

Включение в работу с одарёнными детьми в первую очередь учителей обладающих определёнными качествами:

          Учитель для одарённого ребёнка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одарённым учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

          Учитель верит в собственную компетентность возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и самостоятельности;

          Учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

          Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

 

Учитель должен быть:

Увлечён своим делом;

Способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; Профессионально грамотным;

Интеллектуальным, нравственным и эрудированным; Проводником передовых педагогических технологий;

Психологом, воспитателем, умелым организатором учебно-воспитательного процесса; Знатоком во всех областях человеческой жизни.

 

Формы работы с одарёнными учащимися:

          Творческие мастерские;

          Групповые занятия с сильными учащимися:

          Факультативы;

          Кружки по интересам;

          Конкурсы;

          Интеллектуальный марафон;

          Спецкурсы;

          Консультирование обучающихся в заочных школах при вузах;

          Участие в олимпиадах;

          Развивающий час в рамках БУП;

          Работа по индивидуальным планам;

          Занятия в профильных классах.

 

При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одарённой личности в частности. Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одарёнными детьми, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.

 

 

 

 

 

 

           


 
 

 
 

 
 

 
 

 

5.       .


 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назад

© Петропавловская СОШ

Hosted by uCoz