«Сыновья земли Воронежской».

Проект монопредметный (литература),

долгосрочный (рассчитан на 1 четверть).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопроводительная записка.

Ф.И.О конкурсанта – Носова Татьяна  Михайловна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Петропавловская средняя общеобразовательная школа»

Адрес ОУ – 397924, Воронежская область, Лискинский район, с. Петропавловка, ул. Кубышкина, д.2. тел.8-47391-52-1- 49

Класс – 10 класс

Тема работы – «Сыновья земли Воронежской»

Урок литературы.

Тема: «Сыны земли Воронежской»

Цели:            1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. В. Кольцова и И. С. Никитина.

     2. Способствовать развитию творческого мышления,  исследовательских навыков, самостоятельности.

                3. Воспитывать чувство нравственности и патриотизма.

 

Тип урока: деловая игра.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:    Сборники стихотворений, портреты воронежских поэтов,        фотографии с видами Воронежа, аудиозаписи.

 

Ход урока.

1. Оргмомент.                         

2. Вступительное слово учителя.

    Трудно представить человека, который оставался бы равнодушен к прошлому своего края, местной культурной жизни. История родной земли связана прочными, кровными нитями с сегодняшним днём, с насущными проблемами современности. В нашем представлении образ Родины и края, где мы выросли и живём, зачастую сливается в единый  и неделимый облик – в малом нам видится большое.

   Наш край всегда отличался щедрым разнообразием талантов, в первую очередь литературных. Духовными сокровищами земли воронежской являются Алексей Васильевич Кольцов и Иван Саввич Никитин. О них сегодня и пойдёт речь.

3. Организация урока.

     Этот урок мы проведём не так, как обычно. Для изучения творчества воронежских поэтов 19 века А. В. Кольцова и И. С. Никитина нам нужно создать две группы по пять человек. Назовём их исследовательскими группами, причём в каждой из них должны быть специалисты для более полного изучения творчества и личности поэтов. Для этого в группах распределим следующие роли: 1- биограф, 2 – чтец, 3 – творческий читатель, 4 – музыковед, 5 – литературовед.

   Третья группа – это группа экспертов. У них самая сложная задача: оценить ответы, анализировать их. Ответы оцениваются по пятибалльной системе. Дополнительные очки могут присуждаться за оригинальность решения задачи, за творчество и т. д.

   Первое задание – биографам. Первое слово предоставляется знатокам биографий Кольцова и Никитина.

   Задание учащимся: в тетрадях отвести по 2 страницы на каждого поэта, записывать в виде тезисов основные факты из жизни Кольцова и Никитина. ( Экспертная группа оценивает ответы биографов).

   Второе задание – чтецам. Им следует  выразительно прочитать одноимённые стихотворения А. В. Кольцова «Лес» («О чём шумит сосновый лес?») и «Лес» («Шуми, шуми, зелёный лес!»)

 ( Эксперты оценивают чтение стихотворений).

   Третье задание – творческому читателю, который должен проанализировать стихотворение по схеме.

( Эксперты оценивают аналитическую работу  творческого читателя).

   Четвёртое задание – музыковедам. Их рассказ о тесной связи «песен» Кольцова и стихотворений Никитина с музыкой, с композиторами: Даргомыжским, Балакиревым, Римским орсаковым, Мусоргским и др.

 ( Эксперты оценивают ответы музыковедов).

   Пятое задание – литературным краеведам, которые предлагают совершить прогулку по литературному Воронежу, по местам, связанным с именами Кольцова и Никитина.

( Эксперты оценивают рассказы-путешествия литературоведов).

4. Итог урока.

   Экспертная группа подводит общие итоги. Учащиеся группы, набравшей наибольшее количество баллов, получают оценку «5». Учащиеся другой группы оцениваются в зависимости от ответа.

   Домашнее задание: знать биографии А.В Кольцова, И.С. Никитина; выучить  стихотворение наизусть (по выбору).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий внеклассного мероприятия

«А.В.Кольцов и его современники»

Первый ведущий: А.В.Кольцов – наш соотечественник. Жил

                                на воронежской земле более 150лет назад. Срок вполне 

                                достаточный, чтобы определить судьбу поэта. Несмотря

                                на такую дату, талант Кольцова все более молодеет,

                                приобретая новых и новых поклонников

                                нарождающихся поколений. Мы смело можем считать

                                Алексея Васильевича своим современником, потому что                                                                               

                               его поэзия имеет особое свойство - открывать  без ключа

                                двери в души людей.

Чтец:                      Стихотворение Виктора Бокова «Муза Кольцова»

На земле воронежской

Жил Кольцов когда-то.

Я его приветствую,

Как родного брата.

Муза его смуглая

Острый серп держала,

На полях воронежских

Рожь, пшеницу жала.

Ездила на розвальнях

Вместе с мужиками,

Из котла артельного

Ела с чумаками.

Не гнушалась кашею,

Гречневой и пшенной,

Не была монахиней

Гордой, отрешенной.

Заходила запросто

На луга с косою,

Мяла травы рослые

Пяткою босою.

Шла прокос с улыбкою,

Косарю мигала,

Что в душе у пахаря-

Все она видала!

Ей не знать забвенья,

Ей не знать старенья,

Помнят люди честные

Честное горенье!

Второй ведущий: Расцвет творчества А.В.Кольцова 30-е годы 19века. Он

                               был не только современником А.С.Пушкина,

                               В.А.Жуковского. В. Г. Белинского , А.П.Серебрянского,

                                Н.В.Станкевича, но со многими поэтами, писателями,

                               критиками его связывала личная дружба ,переписка.

                               Сегодня мы будем говорить о Кольцове и его великих

                               современниках.

Первый ведущий:

У совсем юного поэта-самоучки Алеши Кольцова

                                появился друг и литературный наставник Андрей

                                Порфирьевич Серебрянский, один из талантливых

                                русских людей, какие, сами получив образование,

                                с жадностью и пылом собирали вокруг себя «кружки»

                                возбуждали интерес молодого провинциального

                                общества к философии, искусству. Дружба с

                               Серебрянским, заурядным поэтом, но незаурядным

                                человеком, дала Кольцову чрезвычайно  много.

                               Они обменивались книгами, спорили и мечтали.

                             Серебрянский давал не только деловые советы, но

                            выправлял орфографические ошибки и расставлял

                               знаки препинания в стихах своего подопечного.

                          «Для своих поэтических опытов, - писал Белинский,-

                         Кольцов нашел себе в Серебрянском судью строгого,

                         беспристрастного ,со вкусом и тактом, знающего дело»[1]

                               О том же сказал и сам Кольцов в своем дружеском

                               послании «А.П.Серебрянскому»(1829):

Не посуди: чем я богат,

Последним поделиться рад;

Вот мой досуг; в нем ум твой строгий

Найдет ошибок слишком много...

……………………………………….

Но не щади ты недостатки,

Заметь, что требует поправки…

Второй ведущий: Кольцову вообще везло на хороших людей - в этом

было его счастье. Существует несколько версий

относительно того, при каких обстоятельствах произошла встреча молодого поэта с Николаем Владимировичем Станкевичем, тогда еще студентом Московского университета. Я.М.Неверов, его близкий друг, рассказывает: «Отец Станкевича имел винокуренный завод, куда местные торговцы  скотом пригоняли свои гурты для корма бардою. Молодой Станкевич не имел никаких сношений с этими людьми.

Однажды, ложась спать, он долго не мог  найти своего камердинера, и когда последний явился, то в своё оправдание сказал ,что вновь прибывший прасол Кольцов за ужином в трактире читал им такие песни ,что все заслушались. Станкевич на другой день пригласил Кольцова  к себе. Он был очарован стихами приведённого к нему прасола, « малорослого, коренастого, со скулистой, чисто русской физиономией и с весьма пытливым  и наблюдательным взглядом». Кольцову шёл тогда двадцать второй год. Они почти ровесники, и в истории останутся  людьми одного поколения, но пока разница общественного положения и образования делает одного покровителем, а другого благодарным и признательным подопечным. В первый же день знакомства Станкевич трижды заставляет  Алексея Васильевича  повторять вслух написанную им  четырьмя  годами раньше «Песню»:

Чтец:                                                   Если встречусь с тобой

                             Иль увижу тебя, -

                             Что за трепет – огонь

                             Разольётся в душе!

                             Если взглянешь душа, -

                             Я горю и дышу,

                             И  бесчувствен  и нем,

                             Пред тобою стою!

                             Если молвишь мне что,

                             Я на речи твои,

                             На приветы твои,

                             Что сказать не сыщу.

Первый ведущий. Станкевич внезапно поднимает руку и, обращаясь к                                                     

смущённому и несколько огорошенному таким приёмом поэту, просит его принести  все имеющиеся  у него стихи  и песни. «Я отвезу  их в Москву и попробую  там издать». 

Первое издание сочинений Кольцова  вышло при содействии двадцатидвухлетнего «мецената» Николая Владимировича Станкевича в Москве, в типографии Н.Степанова. В книжке насчитывалось всего сорок страниц, продавалась она за два рубля.

Из толстой и увесистой тетради, отданный поэтом при  первом знакомстве, Станкевич  отобрал показавшиеся ему  лучшими восемнадцать  стихотворений  и напечатал  их  в маленькой, изящной книжице.

Второй ведущий: Через Станкевича воронежский поэт приобрел важные для него знакомства в Москве, а затем в Петербурге.    В северной столице Кольцов принят В.А.Жуковским, Ф.Одоевским ,  П.А.Вяземским  и другими видными  писателями  зимой 1836 года  во время одной из субботних  встреч на квартире у Жуковского .Пушкина в тот вечер  там не было, но Александр Сергеевич, узнав о приезде Кольцова, просил его к себе . Это было незадолго до смерти Пушкина.  Кольцов говорил, что вид его был  поразителен: худой, чёрный, со впалыми глазами  и всклокоченными  волосами, он работал в своём кабинете. Множество книг  и горы рукописей  лежали перед ним. Казалось, говорил Кольцов, Пушкин предчувствовал свою близкую кончину  и спешил  воспользоваться кратким временем ,  назначенным ему судьбою, трудился день и ночь. Едва Кольцов сказал  ему своё имя , как Пушкин схватил его за руку  и сказал : «Здравствуй, любезный друг, я давно  желал тебя видеть». Кольцов пробыл у него довольно долго, потом был  у Пушкина ещё несколько раз. Он никому не говорил, о чём они беседовали. Но эта встреча сыграла  для Кольцова  роль мощного толчка.  Ведь как раз пушкинскому кругу,  прежде всего самому Пушкину,  принадлежала идея  собирания народных песен  и поговорок . Этим-то и занялся  Алексей Васильевич после встречи с Пушкиным.

Первый ведущий: «Когда до губернского города докатилась скорбная

весть о гибели   великого   русского  поэта, взволнованный  Кольцов  в письме к А. А. Краевскому  (от  13 марта  1837г.) изливает душившие его чувства:

«Александр Сергеевич Пушкин помер; у нас его уже

более нету! Едва взошло русское солнце, едва осветило широкую русскую землю небес вдохновенным блеском огня животворной силой…Прострелено солнце»[2] 

Отозвался Кольцов на убийство Пушкина и стихами громадной силы. Сколько было стихотворений на смерть Пушкина - не  счесть. А осталось: «Смерть поэта» Лермонтова и «Лес» Кольцова – поэтов, по сути, одновременно своё   поприще начавших и почти враз его закончивших    

В стихотворении  «Лес» Пушкин рисуется как сказочный богатырь Бова, заколдованный злыми чарами. А вот в другом стихотворении Кольцов говорит уже прямо:

 О, лейтесь, лейтесь же ручьями

 Вы, слёзы горькие, из глаз:

 Нет больше Пушкина меж нами,-

 Бессмертный Пушкин наш угас!

Второй ведущий: Трудно переоценить роль в судьбе Кольцова

критика- демократа В.Г. Белинского. Встреча (в 1831г), а затем сближение и, наконец, теснейшая дружба с ним, продолжавшаяся до последних дней поэта, в значительной степени определили смысл и  содержание всей жизни и творчества Кольцова. В истории отечественной изящной словесности мало найдётся примеров столь плодотворного личного и духовного союза двух литераторов. Они поняли друг друга сразу-неистовый и неподкупный критик и бескомпромиссный, естественный в своём народном слове поэт. Невеликое по объёму эпистолярное наследие А.В. Кольцова даёт наиболее ясное представление об этой взаимной симпатии и дружбе. Из шестидесяти  шести дошедших до нас песни Кольцова   двадцать девять адресованы Белинскому. «Любезный Виссарион Григорьевич! Позвольте вам из Петербурга засвидетельствовать почтение. Я знаю, это нынче не в моде; но я ничего более не имею, как только одно лишь это: почитать людей, которых я душою почитаю. Вы меня приняли в Москве  довольно ласково; и мне из-за вас Москва показалась гораздо теплее, нежели была прежде. Да, вы под доброю планетой рождены, и эта планета велика собой: по крайней мере, она через пространство 700 вёрст имеет сильное влияние на того человека, на которого вы бросили отблеск своего луча» [3],- так начинается первое письмо Кольцова к Белинскому.

Первый ведущий: Критик со свойственной ему увлечённостью занялся      литературным образованием Кольцова. В течение многих лет он был первым читателем, ценителем и редактором кольцовских произведедений. Он же явился инициатором и составителем издания произведений Кольцова в 1846 году, снабдив  его обширным вступлением « О жизни и сочинениях  Кольцова». Это первая итоговая статья  о деятельности поэта-прасола и первая его обстоятельная биография. Белинский тянул Кольцова из  провинциальной глуши в столицу, предлагал работу, даже предоставлял свою петербургскую квартиру в распоряжение друга, советовал читать такие-то  книги и сам присылал их, описывал в  длиннейших своих посланиях интересные литературные события, имевшие место быть в то время в обеих столицах.

Второй ведущий: Время от времени Кольцов сам наезжал в Петербург.                

Круг знакомств расширился, ибо участие в его судьбе принимали  многие из виднейших людей того времени. Оживлённая переписка с А.А. Краевским и В.П. Боткиным свидетельствует об их  заинтересованности и дружеской  расположенности к воронежскому поэту.  Сохранившиеся письма Кольцова к Ф. Глинке, П. Вяземскому и В. Жуковскому убеждают нас в том, что поэт-самоучка, губернский мещанин, прасол был принят в их кругу как равный. После очередной встречи с В.А. Жуковским Кольцов писал к Краевскому: «Приезд Василия Андреевича в Воронеж много меня осчастливил…»

 

Первый ведущий: Встречи, письма приносили Кольцову  огромные  

                                  душевные силы, радость, лёгкость, желание 

                                  писать свои думы и «песни». Нам, родившимся

                                  на просторах воронежских степей, близко и

                                  дорого имя и творчество Алексея Васильевича

                                  Кольцова. Для современной поэтессы Ольги

                                  Фокиной « Кольцов- посланец на земле с небес

                                  поэзии, поводырь, помогший стать зрячей…»:

Чтец:

                                               Через сотню лет-

                                               Почему же нет?

                                               Почему же нет

                                               Через двести лет?

                                               Алексей Кольцов-

                                               Не из мертвецов.

                                               Алексей Кольцов-

                                               Из таких певцов,

                                               Что пока жива

                                               На земле трава,

                                               Шелестеть- звенеть

                                               И его словам.

                                               Серебро ручья

                                               Разве отзвенит?

                                               Силой светлых чар

                                               Разве не сманит

                                               От иных затей

                                               Многоярусных

                                               К чистоте своей

                                               Правде радостной?

                                               И совсем не в счет,

                                               Что идут века…

                                               «…Раззудись,  плечо!

                                               Размахнись, рука!»

                                               Размахнись, рука,-

                                               Расступись, века!

                                               Ты пахни в лицо,

                                               Алексей Кольцов!

                                               Освежи, взволнуй

                                               Душу русскую,

                                               Зазвени, строка,

                                               Засверкай кругом!

                                               Ты - и трав шелка,

                                                И весенний гром,

                                               Удалой запев,

                                               И сиротский плач,

                                               И любовь, и гнев,

                                               И – Бова – силач…

 

 

1. В.Г.Белинский, Полн. собр. соч., Т.9,стр.506;

2. Кольцов А. В. Соч. М., 1966, с.256;

3. Кольцов А.В. Соч. М., 1966, с.333 – 334

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1.     Антюхин Г.В. Никитинские места. - Воронеж,1965,357 стр.

2.     А.В. Кольцов. Стихотворения. - Воронеж,1977,276 стр.

3.     Кораблинов В.А. Жизнь Кольцова. – Воронеж,1965,357 стр.

4.     Ласунский О.Г. Литературные раскопки. – Воронеж,1972,247стр.

5.     Ласунский О.Г. Литературная прогулка по Воронежу. – Воронеж,1993,422 стр.

6.     Ласунский О.Г., Тонков В.А. Очерки литературной жизни Воронежского края. – Воронеж,1970,413 стр.

7.     Примеров Б. Статья «Кольцов».  Журнал «Подъём» №1,2009,3-17 стр.

8.     Русские писатели. Библиографический словарь. А.-Л.-Москва,1990

9.     Скатов Н.Н. Поэзия Алексея Кольцова.- Воронеж,1965,357 стр.

10. Скатов Н.Н. ЖЗЛ Кольцов. - Москва,1983,286 стр.

11. Слово о Кольцове. Русские советские писатели об А.В. Кольцове. Воронеж,1969,127 стр.

12. «Я Руси сын!..» сост. Ласунский О.Г. Воронеж,1974,217 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кружковая работа.

 Творческие разработки учащихся.

1.Тесты на соответствие.

Биографическая близость двух воронежских поэтов.

 

1

Годы жизни:

А.В.Кольцов

И.С.Никитин

 

1824 – 1861

 

1809 - 1842

2

Родители поэтов (указать имя отца):

 

А.В.Кольцов

.

И.С.Никитин

 

 

 

 

Мать Прасковья Ивановна

Отец …. Евтихиевич

Мать Прасковья Ивановна

Отец …. Петрович

3

А.В. Кольцов

 

И.С.Никитин

Отец – хозяин свечного завода

 

Отец- торговец скотом

4

Кто учил поэтов грамоте:

А.В.Кольцов

И.С.Никитин

 

Сапожник

Учитель – семинарист

5

Кто где учился:

А.В.Кольцов

И.С.Никитин

 

Уездное училище

Духовное училище

6

Кто с какими видными людьми встречался в Воронеже:

 

А.В.Кольцов

 

И.С.Никитин

 

 

 

А.Н.Островский (драматург)

В.А.Жуковский (поэт)

П.И.Мочалов (актер)

И.Н.Крамской (художник)

Ф.И.Глинка (писатель)

7

Кому когда поставлен первый памятник:

А.В.Кольцов

 

И.С.Никитин

 

 

1911год

 

1976год

8

Что названо именем каждого поэта в Воронеже:

 

А.В.Кольцов

 

И.С.Никитин

 

 

 

Площадь

Улица

Сквер

Театр

Библиотека

Магазин - клуб

9

Оба поэта похоронены на Ново - Митрофановском кладбище. Соотнесите стихи на памятниках:

 

 

А.В.Кольцов

 

 

 

 

 

 

 

И.С.Никитин

 

 

 

 

 

Вырыта заступом яма глубокая.

Жизнь невеселая, жизнь одинокая, Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая, Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая,- Горько она, моя бедная, шла

И, как степной огонек, замерла.

 

В душе страсти огонь

Разгорался не раз

Но в бесплодной тоске

Он горел и погас….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Кроссворд по творчеству Кольцова

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

2

 

 

 

4

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:           1. Первый меценат Кольцова.

2. Сестра Кольцова, умершая

в 1831 году от холеры.

3.Ночуя в степи, Кольцов слышал ее …

4. Инструмент   погонщика  скота во времена Кольцова.

5.Няня поэта.

По вертикали:                                                                                 1.Стихотворение Кольцова, посвященное Пушкину.

2.Стихотворение Кольцова.

3.Жанр произведений поэта.

4.Воронежский книготорговец, друг Кольцова.

5.Каким сказочным героем Кольцов показал Пушкина?

6.Болезнь, от которой умер Кольцов.

 

 

 

 

 

 

 

3. Сочинение (учащегося 10 класса А. Шахова).

Чем мне интересно творчество А. В. Кольцова.

 

                                                               Там, где травы низко клонятся

                                                            Шёл вблизи моих долин    

                                                                Кровный сын земли воронежской

                                                            Русской речи исполин!

                                                                              А.. Прокофьев

     Моя первая встреча с поэзией А.В. Кольцова, «нежнейшего лирика России», состоялась давно, в детстве, когда мне было лет семь-восемь. В один из июльских дней я упросил дедушку Ивана Стефановича взять меня с собой на кордон, где он докашивал свой пай. Рядом есть небольшое лесное озерцо, и мне очень хотелось там порыбачить. Видя моё нетерпение, дедушка умело отбил косу и принялся за работу. Тогда впервые я услышал из уст родного человека эти слова: 

Раззудись, плечо!

 Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!

                                                               

     Я не знал, что дедушка читает строки из кольцовского «Косаря». Думал, что он сам сочинил. А узнал об этом только в седьмом классе, когда «проходили» Кольцова и читали это стихотворение. Изучали формально, всего один урок. Как-то по-детски снисходительно принял я тогда стихи воронежского поэта и, признаюсь, мало чего понял.

 

     Прошло три года. Я учусь в десятом классе. К юбилейной дате - 200-летию со дня рождения А.В. Кольцова – мы готовились к серии уроков по литературе: уроку-размышлению, уроку-представлению, уроку-портрету нашего великого земляка. У меня появился интерес, захотелось побольше узнать о поэте-земляке. «Перелопатил» много литературы. И чем больше я узнавал, тем больше понимал, что А.В. Кольцов – поэт особенный, это не только гордость воронежского края, но и гордость всей России. Особенно запомнились мне слова писателя Владимира Лидина: «Кольцов – как колокольчик под дугой, звук которого услышишь и в метель, и в осеннюю непогоду, и всегда как-то по-особенному настроен этот звук…»

     Теперь я вполне уверенно могу сказать, что творчество Кольцова понимаю совершенно осознанно, его личность вызывает у меня глубокое уважение, а его трагическая судьба – человеческое сочувствие.                                                                

     У Владимира Кораблинова я прочитал, что долгое время представление о Кольцове складывалось как о человеке приниженном, малограмотном (два класса уездного училища), с узким кругозором (торговля, судебные тяжбы, мелкие семейные распри), робком, некрасивом, бедно одетом. Обычный поэт-мещанин, поэт-прасол, поэт-самоучка. В чём же секрет его широкой известности? Олег Ласунский сравнивает две поэтические звезды, взошедшие одновременно в 1835 году: Владимира Бенедиктова и Алексея Кольцова. Первому пророчили титул «второго Пушкина», но его слава померкла так же быстро, как началась. Второй по прирождённой скромности считал свои занятия «развлечением, забавой»:

 

        Пишу не для мгновенной славы -

Для развлеченья, для забавы,

  Для милых, искренних друзей,

                                          Для памяти минувших дней.

 

     Но Кольцову только казалось, что пишет он «для памяти минувших дней». В действительности же его произведения были ориентированы не на прошлое, а на будущее. Подлинная, «немгновенная» слава пришла к поэту сама.

 

     Великий русский поэт А.С. Пушкин после встречи с Алексеем Васильевичем в 1836 году сказал, что Кольцов обратил на себя благосклонное внимание. В.Г. Белинский, первый читатель, ценитель, редактор кольцовских произведений, писал в 1840 году: « Когда приехал Кольцов, я всех тех забыл, как будто их и не было на свете. Я точно очутился в обществе нескольких чудеснейших людей…» Кто же «все те»? Очевидно, люди, среди которых жил в ту пору Белинский, т.е. писатели, журналисты – цвет столичного литературного мира. Умнейший, талантливейший, образованнейший Белинский воронежского мещанина Кольцова самым неожиданным образом предпочёл «всем тем…»

 

     Чем же мог так очаровать великого русского критика скромный, никому не известный воронежский поэт? Больше чем кто другой Алексей Кольцов имел право сказать «Я пишу, как дышу»: 

 

          С раздумьем сердца в глубине,

                                             Иду на освежённый луг;

На нём я с новою отрадой

    Дышу вечернею прохладой,

   И с новой радостью земной

                                             Веду беседы я с луной.

 

     Нам, жителям воронежских просторов, воспетых поэтом, имя его особенно близко и дорого. Меня глубоко трогают кольцовские пейзажи – бескрайняя степь с волнующимся ковылём, картины бури и грозы, колосящиеся нивы, падающие под широким взмахом косаря травы. В этой степи, где так мощно охватывает человека чувство воли и самозабвения, и находят герои Кольцова своё счастье или хотя бы единственное прибежище от жизненных невзгод, от неудачной любви, от одиночества…

     А.В. Кольцов – певец радостной любви, окрыляющей человека:

                                

                                             Не любивши тебя,

                                             В сёлах слыл молодцом,

                                             А с тобою, мой друг,

                                             Города нипочём!

 

     Интимная тема занимает значительное место в творчестве поэта. Не случайно любовные песни привлекали внимание композиторов. Всем известны такие музыкальные шедевры, как «Разлука» («На заре туманной юности…»), « Не шуми ты, рожь », « Хуторок »:

 

                                            За рекой, на горе,

                                            Лес зелёный шумит.

                                            Под горой, за рекой,

                                            Хуторочек стоит…

 

     А ведь это написано, как считают воронежские краеведы, о хуторке Титчиха, расположенном на правом берегу Дона напротив Старой Хворостани, где Кольцов не раз бывал по делам своего отца. Накалом страсти, пламенным чувством пронизаны строки этих стихотворений:

 

На заре туманной юности

        Всей душой любил я милую…

 

     Мне дорог Кольцов – певец русской силы и удали, близки его жизнерадостность, его задор:

 

        Вся жизнь моя – как сине море.

        С ветрами буйными в раздоре -

                                            Бушует, пенится, кипит,

Волнами плещет и шумит.

 

     Его герои – неграмотные, тёмные лапотники, особое преимущество которых – труд. Но это люди широкой, вольной натуры, для них трудиться – так до мозолей на ладонях и ломоты в костях, биться с врагом – так до победы или погибели, а любить – так до гробовой доски:

                   

          За нежный поцелуй, за встречу    

     За блеск приветливых очей,    

                                              За жар любви, за звук речей

 Я б голову понёс на сечу.

    

Вековечным народным оптимизмом пронизаны кольцовские строки:

   

     Не грози ж ты мне бедою,

 Не зови, судьба, на бой:

Готов биться я с тобою,     

                                               Но не сладишь ты со мной!

     В любой ситуации герой, как и сам автор, не устаёт мечтать о лучшем. Было бы несправедливо считать Кольцова поэтом, смирившимся с тягостным положением своих персонажей. Хотя до активного социального протеста он не поднимался, его не покидала вера в неизменный приход «золотого времени»:

 

                                              Так и рвётся душа

                                              Из груди молодой!

                                              Хочет воли она,  

                                              Просит жизни другой!..

 

     Настали другие времена, появились другие стихи и песни, отражающие наши бытие и недавнее прошлое. Кольцовские строки звучат всё реже. Мне хотелось, чтобы мы знали воронежского поэта-самородка не только в рамках школьной программы, а намного шире, чтобы песни Кольцова звучали чаще и навсегда оставались в душе каждого россиянина.

 

 

 

 

Hosted by uCoz